Новости

Исторические этапы развития костюма как отображение имиджа эпохи

А.Упине, кандидат искусствоведения, доцент РосЗИТАП, член Союза дизайнеров России, член Международной ассоциации «Союз дизайнеров», гМосква

В статье приводятся краткие образные характеристики некоторых исторических периодов, создаваемые с помощью костюма, исследованного по системе художественно-конструкторского анализа, а также результаты социолого-статистических экспериментов, выявляющих основные позиции, формирующие имидж-образ той или иной эпохи.

Ключевые слова: костюм, историческая эпоха, имидж, художественно-конструкторский анализ, социолого-статистический эксперимент.

Каждая эпоха отражает эстетический идеал, который господствует в то или иное время. Особенности эстетического идеала обусловливаются объективными причинами и проявляются во всех видах искусства, и особенно ярко — в костюме.

Осознанию понятий «художественный стиль» и «мода» как систем эстетических представлений, свойственных той или иной эпохе в относительно длительный или кратковременный период способствует рассмотрение основных исторических этапов развития форм одежды.

В нашем случае «стиль» — это единство художественного языка, характерное для разных вещей, предметов и понятий и делающее их родственными в художественном отношении. Поэтому история стилей, в которую входит и история костюма, объясняет, как по-разному конструктивно и художественно оформляются одинаковые по назначению вещи в зависимости от условий жизни людей, при том или ином общественном укладе, в различные эпохи истории человечества.

Действительно, как иначе можно объяснить, что в эпоху готики фигура человека максимально зрительно вытягивалась, длина башмаков была более 0,5м, а в эпоху рококо ширина юбок была около трех метров (эллипс), а талия немногим превышала диаметр позвоночника. Если представить, что мы в нашей современной одежде «очутились» бы в одной из этих эпох (женщины в джинсах, свитерах), вряд ли мы были бы восприняты положительно.

Стиль воздействует на человека, создает не только его имидж, но и имидж эпохи. Возвращаясь к готике и вспоминая, что направление в одежде того времени называлось «карнавалом мод» и отличалось пестротой, кажущейся несочетаемостью цветов, парадоксальностью форм, их утрированностью и частой сменяемостью, можно сказать, что все это было определено эстетическим идеалом эпохи.

Торжественная походка Людовика XIV и его придворных, внушительность форм, материалов и декора барокко резко сменились после смерти короля изяществом, легкостью и кокетством рококо.

Если не заглядывать очень далеко в историю, можно вспомнить эпоху немых фильмов, когда на экранах действовали широкоплечие красавцы с прямыми спинами и не очень интеллектуальными лицами и женщины-«игрушки» с щебечущими круглыми ротиками и круглыми глазами с хлопающими ресницами — этакий «зефир-шармель».

Мы тоже живем в рамках определенного художественного стиля; он есть, но нет еще его четкого определения и названия. Оно будет дано (как и во всех предыдущих случаях) через значительный промежуток времени, может быть через век, когда забудутся второстепенные детали и подробности и останется самое главное. Наше время характеризуется невероятным ускорением (не задерживается долго внимание на деталях, быстро осваивается огромный объем информации, легко преодолеваются значительные расстояния и т.д. и т.п.). При этом можно сказать, что одной из главных черт современного стиля в искусстве является лаконичность применяемых композиционных средств; современный стиль можно определить как « минимум средств — максимум выразительности», что объясняется также использованием современных промышленных методов производства.

Художественный стиль представляет собой явление, имеющее самые серьезные и объективные причины. Его возникновение и развитие зависит от смены общественно-экономических формаций и других значимых преобразований.

Но в обыденной жизни мы редко вспоминаем об этом глобальном явлении (стиле) и чаще говорим о моде. Мода живет гораздо более короткий промежуток времени. О ней говорят, что она непредсказуема, капризна, но это не так. Человек привык ощущать себя хозяином жизни и психологически ему трудно примириться с мыслью, что может быть что- то от него не зависящее. Художественный стиль может господствовать при жизни нескольких поколений людей. Мы живем внутри художественного стиля, а мода меняется достаточно часто, и при желании мы можем следовать или не следовать ей. Мода более сопоставима с жизнью и возможностями человека, чем художественный стиль.

Мода развивается внутри стиля и своим постоянным изменением может содействовать его развитию, являясь своеобразным катализатором. В настоящее время понятие «мода» с успехом применяется к самым разным областям деятельности человека, а не только к костюму. Это совокупность господствующих в данном обществе и в данное время представлений о чем-либо интересном, актуальном, необходимом, а по отношению к одежде — это временный стандарт эстетических требований к ней.

Мода так же объективна, как и художественный стиль, только причины ее возникновения менее масштабны (различные события в общественной жизни, достижения науки и техники и т.д.).

Костюм, как никакая другая область творчества, имеет глубочайшие культурные корни, отраженные в неисчислимом количестве аналогов и прототипов с их великолепными находками в области композиции, конструкции, технологии.

Мы поставили цель: исследовать композиционно-конструктивное построение исторического костюма, выявить, как в костюме отражались самые характерные черты, присущие разным (в основном европейским) странам в разные исторические периоды.

С этих позиций рассматривалась одежда древних египтян, античных Греции и Рима, Византии, романского и готического стилей; итальянский, французский, английский, немецкий и испанский костюмы эпохи Возрождения, костюм «придворных» стилей барокко и рококо, костюм различных периодов XIX и XX веков.

Отдельно было осуществлено ретроспективное исследование детской одежды, что дает весьма наглядное представление об изменениях имиджевых характеристик детей во времени.

Было отобрано 440 образцов в виде изображений (рисунков, живописных произведений, фотографий) и натурных изделий, которые затем распределились по следующим временным периодам: 1200-1450 гг., 1450-1600 гг., XVII век, XVIII век, первая половина XIX века, вторая половина XIX века, начало XX века, середина XX века, конец XX века, начало XXI века (2000-2006 гг.). Затем по принятой нами методике был проведен художественно-конструкторский анализ (ХКА) отобранных образцов, который позволил определить структурные морфологические показатели исследуемой одежды, отражающие ее имиджевые характеристики, и выявить частоту их встречаемости. ХКА проводился по следующим позициям: ассортимент одежды, силуэт, линии членения по типу и направлению, вид и цвет основного материала, вид декоративных элементов, покрой, форма, длина и оформление низа рукавов, оформление горловины, вид застежки, длина изделия и др.

Весь обширный материал помещен в таблицы, на основании которых построены классификационные модели по выделенным периодам. Их анализ позволил выявить наиболее встречаемые вне зависимости от эпохи композиционно-конструктивные элементы детской одежды (прямой силуэт, вертикальные членения, горловина без воротника, отделка в виде вышивки и кружева, преимущественное использование натуральных материалов и др.). В то же время стали наглядно видны различия и динамика изменений в структуре детского костюма, отражающие образ ребенка и отношение к нему в том или ином обществе. Так, соблюдение достаточно строгих норм, зависящих от пола и возраста, со временем заменилось определенной свободой выбора и «унисексуальностью»; композиционно-конструктивное «уподобление» взрослой одежде теперь используется лишь в исключительных случаях; значительно расширился ассортимент изделий, их пропорции теперь находятся в соответствии с пропорциями детских фигур и характером движений и т.д. Все это свидетельствует о том, что в отношении общества к детям, а следовательно, и в их имиджевой характеристике произошли весьма значительные изменения, отражающие общие стилевые черты эпохи. По аналогичной схеме были проанализированы исторические костюмы различных художественных стилей для взрослых.

Следующим этапом работы явилось социологическое исследование по выявлению композиционно-конструктивных параметров исторической одежды, влияющие на имиджевые характеристики эпохи. Для его проведения были отобраны 73 человека, распределяющиеся по своей профессиональной принадлежности следующим образом: люди гуманитарных профессий — 73%, люди технических профессий -23%, прочие — 4%.

Ставилась задача определить «степень узнаваемости » эпохи по костюму, а также те его композиционно-конструктивные параметры, которые являются главными в процессе формирования имиджа-образа.

Была выбрана методика опроса, которая дает возможность получить материал, освещающий установки личности по отношению к искусству костюма, которые косвенно свидетельствуют о месте искусства вообще в сознании респондента. Опросник был рассчитан на достаточно развитый контингент людей, которые могут осознать ряд особенностей своего восприятия с учетом круга интересов, характера досуга, жизненных целей, представлений об исторических эпохах и соответствующих им художественных стилях, и т.д.

Респондентам были предложены изображения исторического костюма разных эпох. Выяснилось, что имидж-образ античных Греции и Рима продолжает быть стабильно узнаваемым и в наши дни в большей степени, чем все другие костюмы-образы. Это можно объяснить той уникальностью, которая отличает драпированные одежды эпохи античности. На втором месте — готика. Возможно, здесь сказывается наличие ярко выраженных аналогий, которые респонденты проводили между имиджевыми представлениями об архитектуре готических соборов и о костюме. Примерно равны по степени узнаваемости костюмы Древнего Египта, Возрождения и XIX века, что, конечно, ни в коем случае не говорит об их образно-имиджевом сходстве. Следует отметить, что респонденты делали больше ошибок при определении костюмов стилей Возрождение, барокко и рококо. Видимо, не зная отличающих их подробностей и видя во всех случаях пышные женские платья «роб», они не могли уловить детали.

Эксперимент показал, что представители гуманитарных профессий дали правильные ответы в 80% случаев, «технари» -в 30% и прочие — в 5% случаев.

Выяснилось, что компетентность и широта кругозора значительно увеличиваются с возрастом. Причем процесс совершенствования у гуманитариев выражен более активно, что естественно по причине прямого или косвенного отношения к данной области знаний.

С целью определения того, какие композиционно-конструктивные элементы и средства являются главными имидж-составляющими в структуре исторического костюма той или иной эпохи, экспертам был представлен следующий их перечень: ассортимент одежды, геометрический вид формы и ее пропорции, членение формы по разным направлениям, цветовое решение, наличие и характер декоративных элементов, характер аксессуаров, применяемые материалы, виды ритмов, симметрия и асимметрия. Требовалось ранжировать указанные характеристики костюма по степени значимости относительно образа-преставления, соответствующего той или иной эпохе.

Определено, что безусловным лидером является геометрический вид формы (силуэт) и ее пропорции. Далее идут характер декоративных элементов и характер аксессуаров, затем — с достаточно большим отрывом — ассортимент одежды.

Поскольку в качестве объекта исследования в большинстве случаев выступал иконический материал и далеко не всегда иллюстрации были представлены в цвете, то мнение о цветовом решении костюмов не может быть принято во внимание. Остальные элементы и средства композиции не определены как достаточно значимые имидж-составляющие исторического костюма. Необходимо отметить, что выделение главных признаков костюма, отражающих характер эпохи, является общим для всех анализируемых исторических периодов, что доказывает объективность и достоверность полученных результатов.

Мы изучали также степень имидже-образной значимости элементов народного костюма. При его сопоставлении с историческим костюмом выявились определенные различия. Геометрический вид формы при исследовании исторического костюма занимает первое место, а народного — лишь четвертое. Это можно объяснить тем, что в первом случае эти различия по эпохам являются весьма существенными, в то время как силуэт народного костюма, так же как и основные детали его покроя, очень похожи у разных народов, живущих даже очень далеко друг от друга. Характер декора исключительно важен при « узнавании» и в том и в другом случае. Представляется, что ассортимент одежды исторического костюма не столь существенен, поскольку здесь рассматривается европейский костюм для использования в схожем климате, в то время как при анализе народного костюма мы обращались к весьма отличающимся друг от друга по климату регионам Земли.

Проведенное исследование показало, что имиджевые характеристики исторических эпох могут вполне адекватно рассматриваться через призму социокультурной значимости, отраженной в костюме.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse